Справочник автошколПолезное


Права на мотоцикл в 2021 году: как получить категорию А

Многие молодые люди и девушки мечтают получить права на управление мотоциклом, ведь это открывает фантастические возможности для того, чтобы оседлать железного коня и мчать навстречу ветру и приключениям. Ощущение скорости и восхищенные взгляды участников дорожного движения – это действительно того стоит.

При этом перед получением прав стоит сначала познакомиться со спецификой управления, потому что поездки на мотоциклах и автомобиле – это совершенно разные вещи.

Права на мотоцикл - как получить категорию А или А1

Специфика управления и езды на мотоцикле

Сезонность поездок

Первое, что стоит понимать, что ездить на мотоцикле получится только в летний сезон. И желательно в сухую погоду, так как все остальное время это делать просто небезопасно, особенно для начинающих водителей. Во время холодов замерзает резина на колесах, окоченевают руки, и при этом рычаги сцепления и переднего тормоза находятся на руле. Так что, если автомобиль, можно сказать, — это круглогодичный транспорт, то сезон для мотоцикла – это только лето.

Хранение мотоцикла

Зимой, соответственно, мотоцикл нужно где-то хранить. Хорошо, если есть собственный гараж. Если нет, можно воспользоваться одним из доступных вариантов, — арендовать гараж совместно с другими байкерами, либо сдать двухколесного друга на консервацию в специализированные компании. В последнем случае это позволит дополнительно обработать мотоцикл и подготовить его к длительному хранению на весь период холодов.

Шлем и экипировка

Мотоциклист обязан передвигаться только в шлеме, — это написано в правилах дорожного движения. Все остальное – не обязательно, но также рекомендуется использовать специальные куртку, штаны, ботинки и защитные перчатки. Это позволит уберечься в случае попадания в ДТП или неудачного падения, — все-таки не одни на дороге ездим.

Вся защитная экипировка очень желательна, так как в отличие от машины, мотоцикл не защищает своего водителя, и любая неровность или снятое дорожное покрытие может стать причиной неприятностей. И хоть об этом несколько неприятно думать, о своей безопасности лучше позаботиться заранее.

 

Категории прав на мотоцикл (А, А1, М)

Для управления мотоциклом нужно в обязательном порядке сдавать экзамен в ГИБДД и получать водительское удостоверение.

Для двухколесного транспорта существует три категории прав – М, А1 и А, давайте разберемся с ними немного подробнее.

  • М – мопеды
  • А1 – «легкие» мотоциклы
  • А — мотоциклы

 

Категория М: мопеды и скутеры

Категория прав М необходима для управления мопедами, скутерами и легкими квадрициклами (не путать с квадроциклами, это категория АI – внедорожные мототранспортные средства).

Обучаться и ездить по дорогам на мопеде можно уже с 16 лет. Это одна из двух категорий, которая позволяет управлять транспортом с такого возраста.

Есть важно исключение – перевозка пассажиров на мопеде водителем до 18 дет запрещена

Категория М открывается автоматически при получении прав в ГИБДД категории А (мотоциклы) или В (легковые автомобили). Оплачивать дополнительную госпошлину не требуется.

 

Категория А1: легкие мотоциклы

А1 – это категория водительских прав для управления так называемыми «легкими» мотоциклами. К ним относится двухколесный транспорт с объемом двигателя до 125 «кубов» или мощностью менее 11 кВт.

Обучение в автошколе и сдача экзамена на права возможна также с 16 лет, как и в случае с мопедами. Управление такими мотоциклами возможно также с 16 лет.

Важно помнить, что ездить на мощных мотоциклах с двигателем больше 125 см категорически запрещено, — для этого требуется категория прав А.

 

Категория А: все мотоциклы

Права категории А дают возможность ездить без ограничений на мотоциклах любой мощности. Это могут быть как средние 400-1000 куб.см, так и спортивные мотоциклы с двигателями более 1000 кубов.

При получении водительского удостоверения категории А водитель автоматически получает категории М и А1, т.е. он может управлять абсолютно любыми мотосредствами на дороге.

Возраст для получения водительского удостоверения категории А – строго с 18 лет. Это касается и обучения в автошколе, и допуска к экзамен в ГАИ и к езде по дороге. Т.е. если мопедами и легкими мотоциклами можно пользоваться с 16 лет, то здесь – строго после наступления совершеннолетия.

Для того, чтобы управлять любыми мотоциклами - легкими, спортивными или с коляской - подойдет универсальная категория прав А

Таблица категорий прав и возраста для управления мотоциклами

Для удобства мы собрали все данные в таблицу:

Учиться
на права

Сдавать экзамен в ГИБДД

Управлять

Категория М

мопеды и скутеры

с 16 лет с 16 лет с 16 лет

Категория А1

«легкие» мотоциклы (до 125 куб.см)

с 16 лет

с 16 лет

с 16 лет

Категория А все мотоциклы

(в т.ч. с коляской)

с 18 лет с 18 лет

с 18 лет

 

Мотоциклы с коляской

Для мотоциклов с коляской нужна категория А. По большому счету, управление остается таким же, что и без коляски, а вот габариты значительно меняются. Из-за увеличенной ширины транспортного средства требуются дополнительные навыки вождения.

 

Обучение на права на мотоцикл

Для получения водительского удостоверения необходимо пройти обучение в автошколе, а затем сдать экзамен в ГИБДД. Некоторое время назад существовала практика сдачи проверки в ГАИ «экстерном» (т.е. после самостоятельной подготовки), но в данный момент она отменена.

Почему-то существует точка зрения, что и обучение и сдача экзамена происходят автошколе. Это совсем не соответствует действительности: экзамен всегда сдается только в отделении ГИБДД и его принимает специальный сотрудник госинспекции. Автошкола же отвечает только за подготовку будущих мотоциклистов.

 

Авто- или мотошкола?

Обучиться на права на мотоцикл можно в любой автошколе. Теория практически совпадает с тем, что дают будущим автолюбителям, а практика происходит на мотоциклах на тех же автодромах, где выполняют упражнения на учебных автомобилях.

Как вариант, можно рассмотреть обучение на права в специализированных мотошколах, если они есть в вашем городе. Как правило, в городах-миллионниках их точно можно найти. Мотошколы есть в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и других крупных мегаполисах.

Вот плюсы обучения в мотошколах:

  • инструктора, которые специализируются именно на мотоциклах. Часто это мастера спорта и призеры соревнований по мотокроссу. Они могут дать много ценных советов из собственного опыта по управлению и выбору мототранспорта и экипировки
  • большой парк современных мотоциклов, в автошколе выбор может быть гораздо скромнее. Кроме того, мотошколы, как правило, предлагают обучение на двух мотоциклах, — сначала – маломощных, затем уже более сильных
  • специальная экипировка, которая выдается на практические занятия
  • крытые автодромы. Это может быть значительным преимуществом, так как дает возможность учиться на права категории А и А1 не только летом, но и зимой, и в плохую погоду

К минусам можно отнести более высокую стоимость, которая объясняется специализацией школы и необходимостью отдельно оплачивать экипировку и занятия на крытых автодромах.

Наша рекомендация: если есть возможность (позволяют средства и мотошкола есть в вашем городе), лучше все-таки выбрать специализированные курсы по вождению

 

Документы для обучения в автошколе на мотоцикл

Здесь список стандартный, он совпадает с тем, что требуется при обучении на управление автомобилем.

Для поступления на курсы нужны:

  • паспорт
  • 2 фотографии 3х4
  • медицинская справка формы 003ву
  • водительское удостоверение (любой категории, если уже было раньше)

 

Программа обучения на категорию А

Обучение на управление мотоциклом в автошколе состоит из двух частей, — теории и практики.

Теоретическая часть подразумевает изучение правил дорожного движения, общего устройства мотоцикла, особенностям поведения за рулем и оказание первой медицинской помощи. Здесь все зависит от опыта и мастерства преподавателя, — где-то это сводится к изучению ПДД и подготовки к сдаче экзамена по билетам, где-то – об особенностях выбора экипировки для поездок и нюансов управления мотоциклом.

На «теорию» стандартно отводится 134 академических часа. Это количество часов рекомендовано документом «Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории А».

За это время изучаются все темы из 40 билетов по 20 вопросов, которые будут и на экзамене при сдаче на права.

Также стоит рассчитывать, что нужно будет дополнительное время для самостоятельной подготовки к сдаче билетов ПДД на внутреннем экзамене в мотошколе и ГИБДД.

Вторая часть обучения – «практика» проводится уже на автодроме. Здесь отрабатываются навыки управления мотоциклом на площадке. Это включает умение трогаться с места, останавливаться, парковаться, а также выполнять стандартные фигуры маневрирования – поворот, разворот и перестроение.

На практику выделяется 16-18 часов на площадке автодрома.

Часто в специализированных мотошколах предлагаю обучение на двух мотоциклах. Сначала практика происходит на легком мотоцикле, с малым объемом двигается (часто используют Yamaha YBR 125), затем – на более мощном.

Практика вождению мотоцикла состоит из трех этапов:

  • медленное маневрирование
  • торможение
  • маневрирование на скорости

Обучение проходит по принципу «от простого к сложному», от изучения основных органов управления мотоциклом до маневрирования на высокой скорости с соблюдением техники безопасности для себя и других участников дорожного движения.

На автодроме отрабатываются упражнения «габаритный коридор», «габаритный полукруг» и «разгон – торможение», «змейка», «колейная доска», «габаритная восьмерка», «движение с малой скоростью».

Некоторые автошколы предлагают дополнительную услугу – тренировку на автодроме ГАИ, где будет проходить экзамен на права. Если такая возможность есть, обязательно ей воспользуйтесь: ездить по знакомой площадке намного проще, чем если вы окажетесь там первый раз. Цена вопроса – в районе 1000 рублей за одно занятие (стоимость января-февраля 2021 года).

 

Сроки обучения на права на мотоцикл

Продолжительность обучения на права на мотоцикл занимает от 1  до 2,5 месяцев. Это зависит от навыков, с которыми приходят обучаться на курсы вождения, от которых будет зависеть содержание программы.

Полный курс включает в себя изучение и теории и практики и подходит для начинающих водителей. Тем, у кого уже есть права и твердое знание ПДД может быть предложен экспресс-курс, который идет 1 месяц и включает в себя только практику вождения.

Сроки обучения на права на мотоцикл составляют 2-3 месяца, в зависимости от интенсивности занятий в автошколе

Стоимость обучения

Цена на обучение в автошколе на управление мотоциклом зависит от сроков и содержания программы. В целом можно ориентироваться на цену в 10 000 – 15 000 рублей для обучения «с нуля» и сумму 8 000 – 12 000 для тех, у кого уже есть водительские права. Здесь многое зависит от города и условий обучения.

В специализированных мотошколах с инструкторами – титулованными мастерами мотоспорта стоимость может быть значительно выше, в районе 30 000 – 40 000 рублей.

Стоит помнить, что занятия на крытом автодроме на мотоцикле часто оплачиваются дополнительно. То же самое касается и дополнительных часов практики, если не хватило тех, которые включены в «базовую программу обучения на права».

 

Экипировка для практических занятий по вождению на мотоцикле

Для практики вождения может понадобиться специальная экипировка. Это шлем, куртка, штаны, ботинки и защитные перчатки. На срок обучения и отработки навыков все это необходимо, так как возможны падения во время упражнений на площадке.

Как правило, автошколы выдают шлемы, — это обязательное требование безопасности по ПДД, об остальном, скорее всего, придется позаботиться самим. Можно сразу же приобрести комплект экипировки, которым вы будете пользоваться потом, уже после сдачи на права.

Ориентировочная стоимость комплекта от 30 000 до 50 000 рублей.

 

3 способа сэкономить при обучении на права мотоциклиста

Есть несколько хитростей, которые позволят сэкономить при обучении и сдаче экзамена на права по управлению мотоциклом.

Вариант 1. Получать сразу права А и В

Проходить обучение одновременно на управление и легковым автомобилем и мотоциклом. Если совместить сразу категории А и В, то можно сэкономить на получении медицинской справки и сдаче теории, — и то и другое нужно будет делать только один раз.

Кроме того, при открытии любой категории (А или В, а также С — грузовики) автоматом открывают категорию М – на управление мопедами и скутерами. Специально проходить обучение не нужно.

Вариант 2. Сэкономить на госпошлине

Можно получить скидку 30% на госпошлину. На управление мотоциклом этот платеж составляет 2000 рублей, если оплачивать его через кассу банка (обычно это делают через отделения Сбербанка). Если оплачивать госпошлину через сайт Госуслуги, то сумма получится меньше – 1400 рублей.

Вариант 3. Оформить вычет 13%

На обучение в автошколе можно получить налоговый вычет. Это стандартный возврат суммы, которая была потрачена на обучении в лицензированной организации. Он оформляется согласно Письму от 18.12.2009 №3-5-04/1874 ФНС России. У всех авто- и мотошкол есть лицензии (сегодня это обязательное требование ГИБДД, без этого они просто не могут вести деятельность). Это позволяет оформить социальный вычет за пройденные обучения за прошлый календарный год в сумме 13% от стоимости обучения.

 

Экзамены в ГАИ

Сдача экзамена на права на мотоцикл происходи в ГИБДД. Для того,  чтобы курсанта допустили до сдачи экзамена необходимо пройти обучение в автошколе и подготовить документы. Последнее, как правило, также берет на себя авто- или мотошкола и делает это после сдачи внутреннего экзамена. На нем нужно будет сдать «теорию» ПДД и «практику» на мотоцикле.

Внутренний экзамен – это как генеральная репетиция перед официальным экзаменом в ГАИ. При этом чаще всего условия для сдачи этой проверки гораздо серьезнее, чем при сдаче на права. Например, если на экзамене из 20 вопросов можно допустить 2 ошибки (ниже об этом будет сказано подробнее), что часто автошколы требуют не более 1 ошибки из 100 вопросов по билетам ПДД.

Для внутренних экзаменов в мото- и автошколах нет никаких общих регламентов, поэтому каждое учебное заведение устанавливает здесь свои правила.

 

Документы для получения водительского удостоверения на мотоцикл в 2021 году

Для допуска к экзамену в ГАИ необходимы следующие документы:

  • паспорт и его копия
  • справка с заключением медкомисии (с отметкой «годен»)
  • 2 фотографии 3х4
  • заявление на получение прав на категорию А или А1
  • документ, подтверждающий окончание автошколы и успешную сдачу внутреннего экзамена
  • оплаченная госпошлина (2000 рублей через банк или 1400 рублей через «Госуслуги»)

Дополнительно, если будущий мотоциклист еще не достиг возраста 18 лет требуется:

  • согласие родителей/опекунов (только для категории А1)

Сдача экзамена: теория и практика

После обучения в автошколе и сдаче внутреннего экзамена вас допустят до проверки знаний ПДД и умения управлять мотоциклом в ГИБДД.

Экзамен проходит в том же порядке, что и на категорию В (легковые автомобили). Принципиальная разница лишь в том, что байкеры не сдают «город», а только «теорию» и «практику на автодроме».

 

Теоретическая часть экзамена

Экзамен проходит по билетам, которые оформлены в виде тестов. Всего 40 билетов, в каждом по 20 вопросов по разным темам.

Чтобы лучше подготовиться к «теории», воспользуйтесь информацией:

При сдаче «теории» на права можно допустить максимум 2 ошибки, в этом случае будущему мотоциклисту будут предложены еще дополнительные вопросы, по 5 за каждый неверный ответ. Важно, чтобы эти ошибки были не из одной, а из разных тем. Ошибаться в дополнительных вопросах  уже нельзя, иначе будет печальный результат – «не сдал».

Время на сдачу этой части экзамена – 20 минут, в случае дополнительных вопросов – еще 5 или 10 (соответственно, на все 5 или 10 вопросов в сумме).

Тестирование сдается на компьютере учебном классе ГАИ города. Курсантов запускают небольшими группами, по количеству компьютеров. Сдача на права проходит совместно: будущие автомобилисты и мотоциклисты сидят за соседними компьютерами в одной группе.

 

Практика – автодром на мотоцикле

Практическая часть проходит на открытом воздухе – полигоне ГАИ-ГИБДД. В некоторых автошколах возможен вариант, когда будущие мотовладельцы сдают экзамены на собственном автодроме школы.

До этой части допускаются только те, кто успешно сдали теорию ПДД.

Сдача автодрома в ГАИ на мотоцикле проходит в два этапа

Эту часть экзамена курсанты сдают на мотоциклах, которые предоставляет ГАИ. Чаще всего это отечественные «Мински» или китайские «Ирбисы». Возможен также вариант с использованием техники, на которой проходило обучение (здесь уточните на курсах вождения, — это может быть за дополнительную стоимость).

Если есть возможность, лучше практику вождения сдавать или на том мотоцикле, на котором учились в автошколе, или на том, который слабее. Так будет проще соблюдать минимальную скорость движения и указания инспектора на экзамене.

Практика управления мотоциклом включает в себя несколько упражнений.

Курсанту необходимо продемонстрировать навыки вождения в два этапа. В первой части необходимо разогнаться и затормозить, проехать по прямой (упражнение «габаритный коридор») и совершить плавный поворот.

Для успешной сдачи этой части экзамена важно:

  • плавно разгоняться и тормозить, последовательно переключать скорости
  • выполнять все требования инспектора на площадке
  • предварительно рукой подавать визуальные сигналы о повороте и остановке

Те, кто успешно справятся с этими простыми упражнениями будут допущены ко второй части практического экзамена. И если первая часть оценивает в целом умение управлять мотоциклом, то далее отслеживаются навыки маневрирования.

Во второй части  практического экзамена будущему мотоциклисту предлагаются упражнения:

  • «змейка» (необходимо проехать между конусами без касания)
  • «движение по колее» (проезд вдоль прямой линии)
  • «габаритная восьмерка» (проезд по траектории)

Штрафные баллы на автодроме

В практической части экзамена на права могут начисляться штрафные баллы, которые влияют на итоговый результат.

Вот основные ошибки, за которые баллы могут быть сняты:

  • 1 балл – водитель не включил фары перед стартом движения, совершил резкое торможение, не подал сигнал остановки перед остановкой
  • 3 балла – мотоцикл заглох на старте, водитель подал знак поворота или остановки с опозданием
  • 5 баллов – значительное отклонение от траектории движения, наезд на стоп-линию

Если курсант набирает 5 штрафных баллов, то экзамен считается не сданным. Если удалось обойтись без штрафов или они минимальны, — принимайте поздравления, совсем скоро вы станете обладателем заветного водительского удостоверения мотоциклиста!

Посмотрите видео о том, как сдается экзамен на автодроме без штрафных баллов:

 

Пересдача экзамена

В том случае, если теория или практика оказались не сданы, курсанта пригласят снова на экзамен, уже на правах пересдачи.

Пересдача теории возможна не раньше, чем через 7 дней с первой попытки. Если повторно не удалось получить проходной балл, — еще через 7 дней. Третья пересдача возможна не ранее, чем через месяц.

По большому счету, «теория» — не самая сложная часть экзамена, успех сдачи зависит от качества подготовки. Прочитайте как лучше подготовиться и сдать экзамен в ГАИ.

Результаты «теории» действительны 6 месяцев, за это время важно успеть сдать и автодром, потому что если не уложиться в эти сроки, придется пересдавать и «теорию».

 

С практикой ситуация аналогичная – пересдача возможна через 7 дней, затем – еще через 7 дней, при очередном провале – уже через месяц.

Нюанс сдачи практического экзамена на мотоцикле заключается в том, что важно успеть до октября-ноября, далее экзамены просто не принимаются. Тогда придется ждать до апреля-мая, а это значит что пройдет полгода, и придется пересдавать не только автодром, но и «теорию».

 

Что делать, если не удалось сдать экзамен на права с первого раза?

Самое главное – не отчаиваться, ведь это дело хороших знаний и качественных тренировок. Снова повторите экзаменационные билеты, прорешайте их повторно, пускай даже на несколько раз.

Возьмите дополнительные занятия с инструктором и отработайте навыки езды на мотоцикле.

 

Советы начинающим мотоциклистам (видео)

 

Вопросы по получению прав на мотоцикл

Можно ли управлять мотоциклом без прав?

Нет, это категорически запрещено. В начале 2021 года штраф за езду без прав составляет от 5000 до 15 000 рублей, а мотоцикл помещается на штрафстоянку. При повторном нарушении – снова штраф и лишение свободы до 15 суток.

 

Сколько стоят права на мотоцикл?

Давайте посчитаем вместе в какую сумму обойдутся права на мотоцикл. Здесь нужно учесть расходы на обучение в автошколе (10000-15000 рублей), стоимость прохождения медкомиссии для получения справки (2000-2500 рублей), госпошлину на права категории А (1400-2000 рублей), сдачу экзамена в ГИБДД (1500 рублей).

Итого, если считать по минимуму 15 000 – 21 000 рублей. Это без учета экипировки (здесь все индивидуально, на период обучения она может выдаваться в авто- или мотошколе), а также дополнительных занятий с инструктором по вождению и аренды автодрома.

Каждое дополнительное занятие или пересдача будет увеличивать итоговую стоимость водительских прав.

 

Можно ли купить права и сколько это стоит?

Купить права на мотоцикл – «прекрасная идея», разумеется в кавычках. И если кто-то из курсантов и задумывается о таком варианте, то делает это, как правило, от отчаяния, — после проваленной попытки сдать экзамен. А то и не одной.

Если вы решите купить права категории А, то помните, что это может закончиться печально. Во-первых, это уголовно наказуемое преступление сроком до двух лет лишения свободы, а в-вторых, стоит не дешево. Намного проще подготовиться и сдать экзамен на управление мотоциклом самостоятельно и по-честному. Кроме того, всегда есть риск нарваться на мошенников, — таких объявлений много на досках объявлений вроде Avito или Юлы.

 

Когда лучше учиться на права?

Обучение мотоциклистов и сдача экзамена на права происходит в летний период, ориентировочно с мая по октябрь. Точные сроки начала и окончания сезона вы можете уточнить в ГИБДД вашего города или автошколе, где планируете обучаться.

Поскольку в зимний период экзамены не принимаются, учиться лучше заранее. Отличный вариант – пойти на курсы вождения в мае-июне. Это позволит выиграть время для того, чтобы организовать пересдачу, если с первого раза не получится сдать на права.

 

Как получить права на мотоцикл, если уже есть категория В?

Если уже есть водительское удостоверение с открытой категорией В (легковые автомобили), то также придется учиться. Права на мотоцикл автоматически «зачетом» не открываются.

Необходимо будет также записаться в автошколу, пройти курсы обучения и сдать экзамен в ГАИ. Что интересно, теоретическое обучение по ПДД также нужно будет проходить заново. Не потому, что правила другие: управление мотоциклом значительно отличается от вождения автомобиля.

Есть и хорошая новость: с 2020 года при получении прав категории А, В и С автоматически присваивается категория М – на управление мопедами и скутерами. Это делается «бонусом» и без дополнительной оплаты.

Добавить комментарий

Adblock
detector